Конечно, эта фраза вызовет немало возмущения у наших богобоязненных собратьев, но – сразу хочу оправдаться – это сказал не я, а Наполеон Бонапарт, который жил в весьма давние времена.
Времена, когда еще не изобрели пиар, еще не появились технологии, при помощи которых любое поражение можно представить как победу. При Наполеоне все было явственнее…
То ли дело у нас. В последнее время мы только и слышим о выдающихся дипломатических победах Израиля. Прорыв в отношениях с Бразилией. Прорыв с Индией. Потепление с арабским суннитским миром. Вышеградская группа. Красные ковры в Москве. Израильская дипломатия гордо шагает по планете, собирая за собой длинным шлейфом многочисленные сторонников и друзей.
Но это пиар. Реально же все у нас с точностью до наоборот. По официальным данным, израильский МИД закончил 2018 финансовый год с бюджетным дефицитом 350 млн. шекелей. В связи с чем там начали закручивать финансовые гайки.
Дошло до того, что израильский посол в Риме не мог вылететь в Турин для интервью на одном из итальянских телеканалов, потому что МИД перестал оплачивать авиабилеты. Наши консулы в Нью-Йорке получили указание, что, выезжая в другие города, они обязаны вернуться домой в тот же день, потому что нет средств на гостиницы и командировочные. А расстояния в США – это не «от Метулы до Эйлата».
На важнейшие проекты в стратегически важных для Израиля странах выделяются смехотворные деньги, исчисляемые даже не десятками тысяч шекелей. Опытные дипломаты берут академотпуск и уходят искать счастье на частном рынке, потому что устали от убогости, хронической нехватки средств и полного отсутствия перспективы. Не говоря уже о внешнеполитической доктрине, которой как не было, так и нет.
Это официальные данные. А в неформальной обстановке наши дипломаты такое рассказывают, что волосы встают дыбом. Например, они получают на служебную одежду менее ста долларов в год. Все представляют себе, как должен выглядеть дипломат: костюм-тройка, галстук, сорочка, и т.д.
Причем желательно иметь еще один комплект на смену, не весь же год в одной рубашке ходить. Сколько это стоит? Сотрудники безопасности, которые должны в любой момент встать грудью на пути террористов, просят перевести их в страну, где уровень цен пониже. Потому что в дорогих странах ребята просто живут впроголодь. Когда у нас такое было?
Конечно, такое убожество и полное отсутствие рациональной линии не могут не сказаться на результатах. Я, наверное, буду неоригинален, но снова повторю тот факт, что у нас уже много лет нет министра иностранных дел «на полную ставку».
То есть, формально он есть, это Биньямин Нетаниягу, глава правительства Израиля. Административная ответственность лежит только на нем. При этом наш МИД отдан в управление Ципи Хотовели, которая с гордостью написала в свое резюме «заместитель министра иностранных дел».
Очень круто. Но разве может МИДом и дипломатическим корпусом управлять человек с религиозными мессианскими взглядами, который уверен на все сто, что как бы мы ни накосячили, все равно Бог нас спасет, мы победим, а наши враги будут наказаны.
Она не считает, что «Бог воюет на стороне тех, у кого лучше артиллерия». Отсюда такое невероятное пренебрежение к внешней политике и дипломатии как таковой.
Как на самом деле обстоят дела на разных внешнеполитических треках? Давайте разбираться, разгребая гигантскую кучу пиара и агитации. Начнем с арабских стран. Тот, кто думает, что у нас наступила оттепель в отношениях с Саудовской Аравией и другими «умеренными» суннитскими режимами, видимо, очень наивный человек.
Просто Дональд Трамп, подлинный друг Израиля, толкает их в нашу сторону всей мощью мировой сверхдержавы. Дескать, хотите противостоять Ирану – объединяйтесь, все, кому аятоллы угрожают, а мы вам подсобим. И это единственная причина, почему мы время от времени видим какие-то нетипичные для этих стран действия, которые наша пропагандистская машина немедленно превращает в «выдающиеся достижения» отца нации.
Возьмите, к примеру, Иорданию. Наши хрупкие отношения движутся от одного кризиса к другому. Последний грянул, как гром среди ясного неба, в конце прошлого года и очень наглядно показал, как работает наша внешнеполитическая машина. Напомню, как было дело.
За несколько дней до Нового года министр пропаганды Иордании, которая также является пресс-секретарем правительства, по имени Джумана Ронамаймат нанесла визит в штаб-квартиру объединения профсоюзов в Аммане. Не обратив внимания, что на полу у входа нарисован израильский флаг, министр уверенно шагнула вперед, прямо на флаг, что и запечатлели телекамеры.
Наверное, в другие времена никто бы не обратил внимания на эту мелочь. В другие времена мы извиняемся перед антисемитом Эрдоганом за «Мави мармару» и благодарим Катар за передачу денег террористам. Но у нас нынче предвыборная пора. Поэтому израильский МИД немедленно вызвал «на ковер» иорданского посла.
Наше посольство в Аммане потребовало официальных объяснений. Тему растиражировали СМИ, как наши, так и иорданские. В результате теперь в Иордании началась мода на топтание израильского флага. Профсоюзы вообще заявили, что у входа во все помещения теперь будут нарисованы израильские флаги, чтобы каждый желающий мог по ним вдоволь потоптаться.
Вряд ли послу Иордании было страшно в нашем МИДе «на ковре». Вряд ли кто-то в Аммане вообще заморачивался по этому поводу. Они отделались от нас формальной отпиской в стиле «Иордания уважает мирный договор с Израилем». Джумана никак не пострадала, напротив, ее рейтинги резко возросли. Ну, и кто в итоге остался в дураках?
Тем не менее, слезы умиления наворачивались на наши глаза, когда Биби удостоился приема у султана Омана, а в Эмиратах играли гимн Израиля в честь победы нашей сборной. Достижения нашей дипломатии? Скорее, курьезы.
Сегодня ни один арабский режим, даже самый стабильный, не может не считаться с общественным мнением, в котором ничего не меняется. Несмотря на социальные сети, открытость, Интернет. В арабских странах по-прежнему тон задают исламисты, фанатики и подстрекатели.
Эту войну мы проиграли. Вспоминается другая цитата Бонапарта: «Можно выиграть бой, но проиграть сражение; можно выиграть сражение, но проиграть кампанию; можно выиграть кампанию, но проиграть войну».
Пропагандистскую войну мы давно проиграли, причем, на всех треках, просто пытаемся держать мину при плохой игре, выдавая отдельные курьезы за победы.
Впрочем, не только курьезы. Бывают еще счастливые случайности и меркантильные интересы. Например, Индия или Бразилия. Это счастливая случайность, нашей заслуги нет: и в той, и в другой стране к власти пришли правые партии во главе с лидерами, для которых поддержка Израиля является частью идеологии.
Особенно ярко мы видим это у Жаира Болсонару, которого называют бразильским Дональдом Трампом. В эту же группу можно добавить и нового канцлера Австрии Себастиана Курца.
Давайте возьмем отношения Израиля с Россией. Официальная пропаганда трубит повсюду, что таких теплых отношений у нас не было никогда. Ой ли? Теплота отношений меряется не красными коврами и почетным караулом («это они умеют»), а реальными сдвигами во внешней политике.
Может быть, кто-то вспомнит, что РФ хотя бы один раз не проголосовала против Израиля в ООН или других международных организациях? Не было такого. Может быть, это хоть чем-нибудь помогло защите наших интересов от иранской экспансии в Сирии? Тоже нет.
Наоборот, Россия всячески ограничивает свободу действий наших ВВС и поставляет нашим врагами продвинутые системы вооружений. А уж какие потоки ненависти полились на Израиль после инцидента с самолетом! Об этом излишне упоминать, все русскоязычные израильтяне получили об этом полное впечатлений самым непосредственным образом.
Но не думайте, что даже видимость «теплых отношений» Москва дает Израилю даром. Ведь для нашей внешней политики уже стало традицией извиняться, унижаться, идти на уступки. Любимая поговорка наших дипломатов «не будь правым, будь умным» перехлестнула уже через все мыслимые и немыслимые границы.
Ради «теплых отношений» Израиль не присоединился к антироссийским санкциям; сдал своих союзников в Сирии и позволил режиму Асада занять районы сирийской части Голанских высот. А когда Нетаниягу приехал в Москву на парад 9 Мая и нацепил георгиевскую ленту, при том, что все западные лидеры это мероприятие бойкотировали, наши рейтинги сильно упали в глазах наших подлинных союзников…
Другой трек – это страны Вышеградской группы. В первую очередь Польша и Венгрия. Действительно, наши акции там повысились. Но какой ценой? За эту поддержку у нас почти открыто требуют уступок… по Холокосту. И наш «министр иностранных дел по совместительству» уже приоткрыл эту темную дверцу, выдавая индульгенции кровавым нацистским прихвостням…
Третья категория стран хочет наши технологии и наши рынки. Именно экономическими интересами можно объяснить потепление с Китаем, Японией, и даже некоторыми странами Африки. С палестинцев какой прок? То ли дело Израиль: технологии, стабильный рынок, высокий ВВП на душу населения, конвертируемая валюта.
Снова повторю: наших заслуг здесь нет. Просто экономические интересы перевешивают даже флегматичное бездействие нашего МИДа.
Ну, раз уж вспомнил про Африку, то здесь мы особо накосячили. Провальность нашей внешней политики на «черном континенте» вылезла наружу, когда накануне важного голосования в Совете Безопасности ООН Дани Данон отловил посла Того в лифте. Вспомнили, что есть такая страна, за несколько минут до начала голосования. Разумеется, Того проголосовала против Израиля.
Вот так мы вступаем в 2019 год – без действующего министра иностранных дел, без внешнеполитической доктрины, без бюджетных средств, без авиабилетов, гостиниц и командировочных для дипломатов. А чего нам бояться? Бог же все равно за нас. Ну его, этого Бонапарта!
Цви Зильбер
Времена, когда еще не изобрели пиар, еще не появились технологии, при помощи которых любое поражение можно представить как победу. При Наполеоне все было явственнее…
То ли дело у нас. В последнее время мы только и слышим о выдающихся дипломатических победах Израиля. Прорыв в отношениях с Бразилией. Прорыв с Индией. Потепление с арабским суннитским миром. Вышеградская группа. Красные ковры в Москве. Израильская дипломатия гордо шагает по планете, собирая за собой длинным шлейфом многочисленные сторонников и друзей.
Но это пиар. Реально же все у нас с точностью до наоборот. По официальным данным, израильский МИД закончил 2018 финансовый год с бюджетным дефицитом 350 млн. шекелей. В связи с чем там начали закручивать финансовые гайки.
Дошло до того, что израильский посол в Риме не мог вылететь в Турин для интервью на одном из итальянских телеканалов, потому что МИД перестал оплачивать авиабилеты. Наши консулы в Нью-Йорке получили указание, что, выезжая в другие города, они обязаны вернуться домой в тот же день, потому что нет средств на гостиницы и командировочные. А расстояния в США – это не «от Метулы до Эйлата».
На важнейшие проекты в стратегически важных для Израиля странах выделяются смехотворные деньги, исчисляемые даже не десятками тысяч шекелей. Опытные дипломаты берут академотпуск и уходят искать счастье на частном рынке, потому что устали от убогости, хронической нехватки средств и полного отсутствия перспективы. Не говоря уже о внешнеполитической доктрине, которой как не было, так и нет.
Это официальные данные. А в неформальной обстановке наши дипломаты такое рассказывают, что волосы встают дыбом. Например, они получают на служебную одежду менее ста долларов в год. Все представляют себе, как должен выглядеть дипломат: костюм-тройка, галстук, сорочка, и т.д.
Причем желательно иметь еще один комплект на смену, не весь же год в одной рубашке ходить. Сколько это стоит? Сотрудники безопасности, которые должны в любой момент встать грудью на пути террористов, просят перевести их в страну, где уровень цен пониже. Потому что в дорогих странах ребята просто живут впроголодь. Когда у нас такое было?
Конечно, такое убожество и полное отсутствие рациональной линии не могут не сказаться на результатах. Я, наверное, буду неоригинален, но снова повторю тот факт, что у нас уже много лет нет министра иностранных дел «на полную ставку».
То есть, формально он есть, это Биньямин Нетаниягу, глава правительства Израиля. Административная ответственность лежит только на нем. При этом наш МИД отдан в управление Ципи Хотовели, которая с гордостью написала в свое резюме «заместитель министра иностранных дел».
Очень круто. Но разве может МИДом и дипломатическим корпусом управлять человек с религиозными мессианскими взглядами, который уверен на все сто, что как бы мы ни накосячили, все равно Бог нас спасет, мы победим, а наши враги будут наказаны.
Она не считает, что «Бог воюет на стороне тех, у кого лучше артиллерия». Отсюда такое невероятное пренебрежение к внешней политике и дипломатии как таковой.
Как на самом деле обстоят дела на разных внешнеполитических треках? Давайте разбираться, разгребая гигантскую кучу пиара и агитации. Начнем с арабских стран. Тот, кто думает, что у нас наступила оттепель в отношениях с Саудовской Аравией и другими «умеренными» суннитскими режимами, видимо, очень наивный человек.
Просто Дональд Трамп, подлинный друг Израиля, толкает их в нашу сторону всей мощью мировой сверхдержавы. Дескать, хотите противостоять Ирану – объединяйтесь, все, кому аятоллы угрожают, а мы вам подсобим. И это единственная причина, почему мы время от времени видим какие-то нетипичные для этих стран действия, которые наша пропагандистская машина немедленно превращает в «выдающиеся достижения» отца нации.
Возьмите, к примеру, Иорданию. Наши хрупкие отношения движутся от одного кризиса к другому. Последний грянул, как гром среди ясного неба, в конце прошлого года и очень наглядно показал, как работает наша внешнеполитическая машина. Напомню, как было дело.
За несколько дней до Нового года министр пропаганды Иордании, которая также является пресс-секретарем правительства, по имени Джумана Ронамаймат нанесла визит в штаб-квартиру объединения профсоюзов в Аммане. Не обратив внимания, что на полу у входа нарисован израильский флаг, министр уверенно шагнула вперед, прямо на флаг, что и запечатлели телекамеры.
Наверное, в другие времена никто бы не обратил внимания на эту мелочь. В другие времена мы извиняемся перед антисемитом Эрдоганом за «Мави мармару» и благодарим Катар за передачу денег террористам. Но у нас нынче предвыборная пора. Поэтому израильский МИД немедленно вызвал «на ковер» иорданского посла.
Наше посольство в Аммане потребовало официальных объяснений. Тему растиражировали СМИ, как наши, так и иорданские. В результате теперь в Иордании началась мода на топтание израильского флага. Профсоюзы вообще заявили, что у входа во все помещения теперь будут нарисованы израильские флаги, чтобы каждый желающий мог по ним вдоволь потоптаться.
Вряд ли послу Иордании было страшно в нашем МИДе «на ковре». Вряд ли кто-то в Аммане вообще заморачивался по этому поводу. Они отделались от нас формальной отпиской в стиле «Иордания уважает мирный договор с Израилем». Джумана никак не пострадала, напротив, ее рейтинги резко возросли. Ну, и кто в итоге остался в дураках?
Тем не менее, слезы умиления наворачивались на наши глаза, когда Биби удостоился приема у султана Омана, а в Эмиратах играли гимн Израиля в честь победы нашей сборной. Достижения нашей дипломатии? Скорее, курьезы.
Сегодня ни один арабский режим, даже самый стабильный, не может не считаться с общественным мнением, в котором ничего не меняется. Несмотря на социальные сети, открытость, Интернет. В арабских странах по-прежнему тон задают исламисты, фанатики и подстрекатели.
Эту войну мы проиграли. Вспоминается другая цитата Бонапарта: «Можно выиграть бой, но проиграть сражение; можно выиграть сражение, но проиграть кампанию; можно выиграть кампанию, но проиграть войну».
Пропагандистскую войну мы давно проиграли, причем, на всех треках, просто пытаемся держать мину при плохой игре, выдавая отдельные курьезы за победы.
Впрочем, не только курьезы. Бывают еще счастливые случайности и меркантильные интересы. Например, Индия или Бразилия. Это счастливая случайность, нашей заслуги нет: и в той, и в другой стране к власти пришли правые партии во главе с лидерами, для которых поддержка Израиля является частью идеологии.
Особенно ярко мы видим это у Жаира Болсонару, которого называют бразильским Дональдом Трампом. В эту же группу можно добавить и нового канцлера Австрии Себастиана Курца.
Давайте возьмем отношения Израиля с Россией. Официальная пропаганда трубит повсюду, что таких теплых отношений у нас не было никогда. Ой ли? Теплота отношений меряется не красными коврами и почетным караулом («это они умеют»), а реальными сдвигами во внешней политике.
Может быть, кто-то вспомнит, что РФ хотя бы один раз не проголосовала против Израиля в ООН или других международных организациях? Не было такого. Может быть, это хоть чем-нибудь помогло защите наших интересов от иранской экспансии в Сирии? Тоже нет.
Наоборот, Россия всячески ограничивает свободу действий наших ВВС и поставляет нашим врагами продвинутые системы вооружений. А уж какие потоки ненависти полились на Израиль после инцидента с самолетом! Об этом излишне упоминать, все русскоязычные израильтяне получили об этом полное впечатлений самым непосредственным образом.
Но не думайте, что даже видимость «теплых отношений» Москва дает Израилю даром. Ведь для нашей внешней политики уже стало традицией извиняться, унижаться, идти на уступки. Любимая поговорка наших дипломатов «не будь правым, будь умным» перехлестнула уже через все мыслимые и немыслимые границы.
Ради «теплых отношений» Израиль не присоединился к антироссийским санкциям; сдал своих союзников в Сирии и позволил режиму Асада занять районы сирийской части Голанских высот. А когда Нетаниягу приехал в Москву на парад 9 Мая и нацепил георгиевскую ленту, при том, что все западные лидеры это мероприятие бойкотировали, наши рейтинги сильно упали в глазах наших подлинных союзников…
Другой трек – это страны Вышеградской группы. В первую очередь Польша и Венгрия. Действительно, наши акции там повысились. Но какой ценой? За эту поддержку у нас почти открыто требуют уступок… по Холокосту. И наш «министр иностранных дел по совместительству» уже приоткрыл эту темную дверцу, выдавая индульгенции кровавым нацистским прихвостням…
Третья категория стран хочет наши технологии и наши рынки. Именно экономическими интересами можно объяснить потепление с Китаем, Японией, и даже некоторыми странами Африки. С палестинцев какой прок? То ли дело Израиль: технологии, стабильный рынок, высокий ВВП на душу населения, конвертируемая валюта.
Снова повторю: наших заслуг здесь нет. Просто экономические интересы перевешивают даже флегматичное бездействие нашего МИДа.
Ну, раз уж вспомнил про Африку, то здесь мы особо накосячили. Провальность нашей внешней политики на «черном континенте» вылезла наружу, когда накануне важного голосования в Совете Безопасности ООН Дани Данон отловил посла Того в лифте. Вспомнили, что есть такая страна, за несколько минут до начала голосования. Разумеется, Того проголосовала против Израиля.
Вот так мы вступаем в 2019 год – без действующего министра иностранных дел, без внешнеполитической доктрины, без бюджетных средств, без авиабилетов, гостиниц и командировочных для дипломатов. А чего нам бояться? Бог же все равно за нас. Ну его, этого Бонапарта!
Цви Зильбер