вход

Шедевры французской классики в Ашкелоне

Культура Воскресенье, 09.02.2020 в 15:33
Уважаемые любители музыки Ашкелона! Сегодня руководитель классического абонемента городского Дворца культуры (Гейхал а-тарбут) Мила Беккер представляет нам Хайфский симфонический оркестр, управлять которым будет французский дирижёр Миша Кац.

Хайфский симфонический оркестр в Ашкелоне

Впрочем, Миша проживает в Каннах лишь последние 35 лет, а образование получил в России. Миша Кац родился в музыкальной семье, его отец работал главным дирижёром симфонического оркестра города Ростов-на Дону.

Великий Мстислав Ростропович учил Мишу игре на виолончели в Московской консерватории.

В 1976 году молодой музыкант завоевал Гран-При на Всесоюзном конкурсе виолончелистов. А потом музыкант брал уроки у знаменитого американского дирижёра и композитора Леонарда Бернстайна.

С тех пор Миша Кац вошёл в мировую музыкальную элиту. Он выступал с оркестрами многих стран Америки и Европы, обладает коллекцией уникальных наград, включая «Золотую Менору международной организации Бней-Брит», французскую «Золотую медаль за заслуги и преданность», медаль ЮНЕСКО «Пять континентов», «Золотую медаль Всемирной лиги общественного благосостояния», «Медаль имени Соломона Михоэлса».

Ашкелонские любители музыки, должно быть, помнят триумфальное выступление Миши Каца в ноябре 2014 года. Но если тогда концерт оркестра из Раананы включал в себя произведения композиторов разных стран, то на этот раз программа музыкального представления содержит исключительно шедевры французской классики.

Гениальный Жорж Бизе (1838 – 1875) прожил трагическую жизнь. Современники отмечали его исключительный дар и как композитора и как пианиста-виртуоза. Но финансового благополучия ему не суждено было добиться. Он умер на 37-м году от сердечного приступа после оглушительного провала премьеры «Кармен» в парижском театре «Опера-Комик».

Грандиозный успех этой оперы последует вскоре после кончины композитора, когда её поставят буквально на всех крупных сценических площадках Европы. Увертюра к опере «Кармен» откроет первое отделение концерта.

Габриель Форе (1845 – 1924) – известный французский композитор, педагог, дирижёр. .Среди учителей Форе в институте церковной музыки был Камиль Сен-Санс. В дальнейшем Форе был профессором Парижской консерватории, а с 1905 года – её директором. Фактически, Форе стал связующим звеном между XIX-м и XX-м веками, ведь он был учителем Равеля и Нади Буланже (друзей Дебюсси), а также Анри Дюпарка, Эдуара Лало, Венсана Д'Энди, Эммануэля Шабрие и Марселя Пруста.

Пьеса для виолончели с оркестром «Элегия» была написана в 1883 году, в период, когда после длившегося несколько лет неудачного романа с Марианной Виардо (дочерью Полины Виардо), Форе женился на Мари Фремье, дочери скульптора Эмманюэля Фремье.

Пьеса, отличающаяся глубоким лиризмом в сочетании с интимностью, стала весьма популярной, благодаря широкому спектру чувственности и музыкальной гармонии.

Солировать на виолончели будет 18-летняя израильтянка из Раананы Даниэль Акта.

Несмотря на свою молодость, эта девушка сумела покорить своим талантом музыкальный мир нашей планеты. В 11 лет девочка-вундеркинд победила на Израильском конкурсе виолончелистов, после чего последовала триумфальная серия побед на международных конкурсах, в том числе, FLAME в Париже (2014) и MUZE в Афинах (2013, 2015).

Даниэль принимала участие в мастер-классах известнейших в мире виолончелистов: Марии Чайковской, Дмитрия Яблонского, Рафаэля Уоллфиша, Ральфа Киршбаума, Гари Хоффмана.

Даниэль регулярно ездит в Берлин, где берёт уроки у знаменитого педагога Франса Хельмерсона. О ней восторженно отзывается её великий тёзка – Даниэль Баренбойм.

Она стипендиатка Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова. В декабре 2014 года Даниэль Акта участвовала в концерте к 75-летию AICF в Линкольн-центре Нью-Йорка. Выступала с «Виртуозами Москвы», зарубежными и израильскими оркестрами, включая гастроли по США с Израильским филармоническим оркестром.

Камиль Сен-Санс (1835 – 1921) прославился не только как композитор, пианист, педагог и дирижёр. Он также писал книги по философии, литературе, живописи, театру, сочинял стихи и пьесы, рисовал карикатуры. Его даже избрали членом Французского астрономического общества. Его исключительная эрудиция распространялась на физику, историю и археологию, практически на все области человеческого знания.

Сен-Санс боролся против ограниченности интересов, против разного рода догматизма. В детстве вундеркинда Сен-Санса называли «французским Моцартом», в зрелом возрасте – «французским Мендельсоном», а Шарль Гуно называл Камиля «французский Бетховен».

Для ашкелонской публики особенно важен факт, что вершина творчества Камиля Сен-Санса исторически связана с нашим городом. Конечно же, я говорю об опере «Шимшон у-Длила» (Самсон и Далила), которая поставила Сен-Санса в ряд крупнейших мировых классиков. Камилю было 37 лет, когда в 1872 году он сочинил Первый виолончельный концерт ля-минор, который многие композиторы, включая Рахманинова и Шостаковича, рассматривают как лучшее в мире произведение для виолончели с оркестром.

Композитор-новатор не делает традиционных пауз между тремя частями, и отсутствует привычное оркестровое вступление.

Энергичное и эмоциональное слово-декларация солирующей виолончели как бы даёт повод для последующих диалогов между ней и инструментами оркестра, диалогов, наполненных глубиной, а иногда и юмором. Техническая сложность инструментальных партитур требует у всех музыкантов наличия виртуозных навыков. Сен-Сансу удалось создать произведение, являющееся своего рода музыкальным экспериментом, но в то же время радующее слух и достаточно лёгкое для восприятия.

Гектор Берлиоз (1803 — 1869) — французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель периода романтизма, родился в провинции и в детстве не слыл вундеркиндом. Но к музыке тянулся с ранних лет и учился самостоятельно по учебникам, несмотря на запреты отца, не разрешавшего сыну играть на фортепиано.

Поначалу он пытался выполнять желание родителей и в 18 лет приехал в Париж, чтобы учиться медицине. Но после посещений Парижской оперы, тяга к музыке пересилила, и параллельно с посещением библиотеки консерватории, он стал брать уроки композиции у профессора Лесюёра. В 1826 году он поступил в консерваторию и через четыре года её закончил.

Тогда же, в 1830 году, Берлиоз написал свою «Фантастическую симфонию», которая принесла ему известность и стала одним из первых крупных сочинений в жанре романтической программной музыки. Но самый крупный успех ожидал Гектора 6 марта 1846 года в Национальном театре в Пеште.

Тогда впервые прозвучал под управлением автора Венгерский марш, первоначально не предназначавшийся для «Осуждения Фауста». О сочинении марша сам Берлиоз рассказал почти детективную историю. Якобы накануне отъезда из Вены к нему пришёл некий любитель музыки, который просил не раскрывать его имя.

Он принес подборку старинных венгерских мелодий и предложил выбрать тему марша. «Тема этого марша, которую я инструментовал и разработал, знаменита в Венгрии под именем Ракоци, она очень древняя и принадлежит неизвестному автору. Это боевой напев венгров», — такая надпись сделана композитором в партитуре.

Ференц Ракоци в начале XVIII века был правителем Трансильвании, он возглавил народное восстание против австрийских поработителей. А в 1848 году, накануне революции, этот марш стал венгерским национальным гимном.

Поль Авраам Дюка (1865 – 1935) — известный французский композитор, музыкальный критик и педагог, родился в еврейской семье, начал играть на фортепиано в раннем детстве, а с 14 лет стал сочинять музыку. Симфоническая поэма в форме скерцо (шутка) «Ученик чародея», написанное в 1897 году по мотивам баллады И. Гёте (1749 – 1832), считается самым популярным произведением композитора.

Специалисты, включая такого авторитетного, как Римский-Корсаков, единодушно отмечают блестящую оркестровку этого виртуозного программного сочинения для оркестра. Произведение получило особую популярность, когда кинокомпания «Уолт Дисней» использовала фрагменты из «Ученика чародея» в фэнтезийном анимационном фильме о Микки Маусе.

Программа концерта завершится исполнением знаменитого «Болеро» Мориса Равеля (1937-1875). Того самого Равеля, которого наряду с Клодом Дебюсси считают основоположником музыкального импрессионизма. Творчество молодого композитора породило споры и даже скандалы в кругах, близких к музыкальной элите Франции конца XIX – начала ХХ веков.

В результате произошёл своего рода переворот, и директором Парижской консерватории вместо ретрограда Теодора Дюбуа был назначен учитель Равеля, прогрессивный профессор Габриэль Форе. Ставшее знаменитым «Болеро» Равель написал в 1928 году по заказу Иды Рубинштейн, русской танцовщицы и актрисы, для танцевального спектакля.

По замыслу Рубинштейн, в испанской таверне, освещённой медной лампой, танцуют люди. Они приветствуют появившуюся танцовщицу и приглашают её к длинному столу, где она участвует в ритмическом танце с постоянно учащающимся темпом. Считается, что испанский колорит музыки Равеля, ставший причиной столь грандиозного успеха, связан генетически с его корнями, поскольку мать Мориса происходила из баскской семьи.

Своеобразная расположенность частей, их строгая последовательность в развитии главной темы позволили композитору передать танцевальную стихию испанской музыки. Впрочем, сам Равель полагал, что созданная им музыка является лишь фоном, оформлением хореографической идеи и не будет иметь самостоятельного значения. Жизнь показала, что он ошибался. Болеро Мориса Равеля стало музыкальным шедевром, популярность которого прославила как автора, так и его Родину.

Владимир Сандлер

Вы знакомы с дирижёром Мишей Кацом?

Комментариев: 0
Узнать мнение друзей

Похожие статьи из архива

Метки: оркестр, М.Кац

Последние новости Ашкелона

Исламский джихад обстрелял ракетами Ашкелон
26.07.2024
Стартует летний лагерь для детей репатриантов
25.07.2024
Защита скалы продолжается
Экология
25.07.2024
Гордость Ашкелона
25.07.2024
Динамика городского развития продолжается
Политика
24.07.2024
Ашкелон сегодня
нет новостей
Разделы Главная Новости О городе В Израиле Ашкелонцы Доска объявлений Форум
Группы в соцсетях Facebook Одноклассники В Контакте Твиттер YouTube
Информация О сайте Реклама Контакты
© 2010-2024 ashkeloninfo Копирование и перепечатка материалов сайта разрешены только с письменного разрешения администрации. Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение Политика использования cookies