Иерусалимский симфонический оркестр радио и телевидения (79-й сезон)
Музыка театра: от «Пер Гюнта» до «Половецких плясок».
02.03.17 | ЧЕТВЕРГ | В 20:00
В программе:
А. Дворжак: Концерт си минор для виолончели с оркестром опус 104 (Аллегро, Адажио Ma non troppo, Аллегро модерато).
Перерыв
Э. Григ: Сюита № 1 из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт», «Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры», «В пещере горного короля».
Сюита № 2 – «Жалоба Ингрид» и «Арабский танец».
Я. Готфрид: «Ноктюрн» - для трубы с оркестром.
А. Бородин: «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» для симфонического оркестра.
Дирижер: Ярон Готфрид
Солисты: Амит Пелед - виолончель
Дмитрий Левитас - труба
ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ ОБРАЩАТЬСЯ В КАССУ ГЕЙХАЛ А-ТАРБУТ АШКЕЛОН ТЕЛ.: 08-6718777 С 9:00-19:00,
МИЛА БЕККЕР. ТЕЛ.: 08-6701517 С 10:00-19:00
Дополнительная информация на сайтах:
ashkeloninfo.com и ashkelon.ru
Встреча будет яркой
МИЛА БЕККЕР. ТЕЛ.: 08-6701517 С 10:00-19:00
Дополнительная информация на сайтах:
ashkeloninfo.com и ashkelon.ru
Встреча будет яркой
Встреча с талантливым, самобытным творческим коллективом – всегда праздник для любителей музыки. Даже неважно, с какой программой.
Мастерство, вдохновение оркестра, дирижёра, солистов - гарантия слушательского восхищения. А если программа концерта включает сочинения не просто известные, популярные, но любимые – успех и праздник обеспечены!
Именно такая встреча ждёт держателей абонемента классической музыки в ашкелонском Гейхал ха Тарбут сегодня. Очередной, уже четвёртый абонементный концерт подарит новое общение с превосходным Иерусалимским симфоническим оркестром радио и телевидения, одним из лучших в стране, во главе с необыкновенно талантливым дирижёром (он же выступит в одном из сочинений как композитор) Яроном Годфридом – музыкантом, который «умеет всё», и солистами: виолончелистом Амитом Пеледом и трубачом Дмитрием Левитасом.
А программа включает сочинения композиторов-романтиков второй половины 19-го века, представляющих три великолепные национальные школы. Чешскую – в лице Антонина Дворжака; норвежскую, представленную сочинением Эдварда Грига; и русскую – знаменитый фрагмент из оперы «Князь Игорь» - «Половецкие пляски» Александра Бородина.
Думаю, не проиграет на этом фоне и Концерт «Ноктюрн» для трубы с оркестром самого Ярона Готфрида, также включённый в эту программу. Интересно, что произведения, которые прозвучат, написаны почти в одно и то же время (кроме Концерта Готфрида, конечно) – 80-90-е годы 19 века.
Это время принесло подлинный расцвет национальных культур многих стран Европы: Лист, Сметана, Дворжак, Григ, русские композиторы создавали на основе богатейшего музыкального фольклора своих стран и народов национальное музыкальное творчество. Создавая шедевры, они словно открывали миру обаяние и красоту мелодий своего народа, своей родины, опираясь при этом и на сложившиеся в практике классические жанры и формы.
И, вместе с тем, эти композиторы выступали как ярчайшие новаторы, основатели национальных композиторских школ. В Чехии – вслед за Б. Сметаной – таким композитором стал Антонин Дворжак (1841-1904), раскрывший многообразие мелодий Чехии, всё богатство и все стихии чешской музыки.
В огромном количестве сочинений – опер, симфоний, концертов, хоровых, камерных и вокальных пьес – он воспел свою страну, картины родной природы, образы героического прошлого, и, вместе с тем, мир глубоких и искренних переживаний и драматических жизненных столкновений.
Всё это в полной мере воплотилось в одном из лучших сочинений автора – монументальном Концерте для виолончели с оркестром си минор, написанном в 1895 году, в период жизни и педагогической работы композитора в США. Первое исполнение Концерта состоялось в следующем году в Лондоне, причём, дирижировал сам автор.
По своим масштабам, глубинам образного содержания это, по сути, Симфония для виолончели с оркестром – первый, уникальный для того времени, пример подобного рода. Исследователи творчества Дворжака считают, что на образы Концерта повлияла и личная драма композитора – смерть нескольких близких ему людей, особенно отца.
Выдающийся мастер монументальных форм, Йоганес Брамс, услышав впервые Концерт Дворжака, воскликнул: «Почему только я не знал, что виолончельный концерт можно ТАК написать! Я бы давно уже написал его…»
Первая часть Концерта строится на контрасте, противопоставлении двух тем: одна мужественно-строгая, драматическая, с элементами патетики; другая – широко распевная, полная лирических чувств и настроений.
Суровая сдержанность и истинная красота словно сливаются воедино, образуя драматургическую основу Первой части.
Спокойная и умиротворённая Вторая часть построена на простой, светлой мелодии, но её развитие приводит сначала к драматической кульминации, а затем, в середине части, к настроениям глубокой печали и даже траурной скорби. Но Финал (3-я часть) носит жизнерадостный, ликующий характер.
И, как бы подводя итог, в коде появляются интонации всех основных тем Концерта. Вот она – Жизнь, во всей своей полноте и многообразии!
Произведения, включённые во второе отделение концерта – Сюиты из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт» Э. Грига и «Половецкие пляски» А. Бородина - выросли из театральной музыки: драма, оперная сцена. Отсюда их особая «музыкальная зримость», картинность относительно небольших эпизодов, как бы перенесенных с театральной сцены в мир «чисто» музыкальный.
Музыка к «Пер Гюнту» - одно из самых значительных произведений Грига. В ней ярко воплотились характерные особенности оркестрового стиля композитора: лаконизм, изящество формы, утончённость, прозрачность оркестровки, красочность музыкального языка.
Грига привлекает глубокая целомудренная лирика Ибсена, характер жанрово-бытовых сцен, фантастические образы. Всё это очень созвучно его таланту. Из музыки к драме Григ составил две Сюиты. Первую в 1888-м году, вторую – три года спустя.
Особенно популярна Первая сюита, которую вы услышите целиком. Она состоит из четырёх номеров. «Утро» (вступление к 4-му акту) – музыка дышит свежестью северного норвежского рассвета.
Основная тема её, потом повторяемая в развитии, мелодия флейты. Она сродни безмятежным пастушеским наигрышам. «Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, солнце прорывается сквозь облака», - писал Григ.
Вторая пьеса – «Смерть Озе» (Озе – мать Пер Гюнта) – скорбная, сосредоточенная музыка, лаконичная и глубокая, она словно прорастает в строгих колонах аккордов.
Третий номер Сюиты – и снова контраст. «Танец Анитры» - изящный, грациозный, может быть, чуть ироничный. Гибкая, изменчивая мелодия, красочная оркестровка создают пленительный женский образ восточной красавицы.
И завершает Сюиту один их маленьких шедевров Грига «В пещере горного короля» - вариации на неизменную тему. Это великолепная фантастическая сцена-марш - шествие постепенно приближающихся лесных и горных чудищ.
Будут представлены и два фрагмента из Второй сюиты». «Жалоба Ингрид» воссоздаёт трогательный и печальный образ покинутой девушки. И «Арабский танец» - музыка с нарочито изломанной мелодией подчёркнуто шаржирована и резка.
О «Половецких плясках». Приведу только мысль Б. Асафьева: «Несмотря не неизбежную сжатость, это темпераментная, красочно-многообразная композиция в вихревой смене ритмов и тем стОит множества книжных сочинений о Востоке».
Думаю, даже в чисто симфоническом виде, без хореографии и хора, это будет блистательный финал концерта иерусалимцев…
Эд Добрыкин, Музыковед, Магистр Музыки