(К новому абонементному сезону классической музыки в Гейхал ха Тарбут)
В разгар израильского лета с его, как кто-то точно определил, адской жарой, многие, наверное, уже мечтают об осени, особенно об осенней прохладе. Надеюсь, дождёмся. А вместе с ней – прохладой, осенними дождями, грозами и прочими прелестями этой поры, мы дождёмся и нового сезона концертного – уже с 5-го ноября во всей красе и разнообразии контрастов и музыкальных сюрпризов предстанет новый абонемент классической музыки 2012-2013 .
А значит мы, ашкелонцы, окунёмся в прекрасные миры Музыки. Могу засвидетельствовать: программы концертов нового абонемента подбирались и отбирались очень последовательно, разносторонне и качественно. И получились они, как никогда, разнообразными и насыщенными.
Основной целью организатора абонемента М. Беккер было, как мне кажется, стремление сделать эти программы одинаково интересными и доступными для всех категорий слушателей, которые могут потенциально стать держателями абонемента.
А другая задача – превратить абонемент в целом и каждый из его концертов в своего рода музыкальный сюрприз, способный удивлять и радовать.
И вот результат: 6 концертов: 5основных +1концерт, как всегда по выбору из двух предложенных, и новость цикла «особенный концерт»-«Ритмы Испании и Аргентины», своего рода творчесский подарок для любителей музыкальной классики.
При этом все концерты очень контрастны в чисто музыкальном, жанровом, географическом планах, причём, контрасты эти как внешние – между концертами, так и внутренние – в рамках каждой программы.
Замечательный «букет» музыкальных произведений и композиторских имён, по сути, всех жанров и эпох – от великой классики Вивальди, Корелли, Гайдна - до композиторов наших дней; от беспроигрышных оперных шедевров Италии, Австрии, США – до мюзиклов и израильских дебютов современников; от камерных откровений романтизма - Шуберта, Шумана, Дворжака, Чайковского – до нового, премьерного сочинения эстонца Э. С. Тура (католические песнопения Salve Regina – «Здравствуй, Царица» для скрипки с оркестром) или хорошо известной в мире музыки «Тихой молитвы» грузинского композитора Гия Канчели, написанной, к тому же, для очень интересного состава: скрипки, виолончели, вибрафона и струнных.
Кстати, оба эти сочинения включены как раз в программу открытия абонемента вместе с двумя Симфониями Вивальди и знаменитой величественной «Фолией» Корелли для скрипки соло, – труднейшими вариациями на тему старинного танца, который послужил источником вдохновения для многих композиторов Испании, Италии, Португалии.
Вот вам и первые контрасты! А в конце всё того же концерта – и ещё один. После всех названных сочинений - израильская премьера ремейка для джаз-трио «Картинок с выставки» Мусоргского, созданного прекрасным дирижёром и пианистом Яароном Готфридом.
И ещё один сюрприз – «изюминка». Дирижёры этого концерта Я. Готфрид и эстонец А.Мустонен, одновременно будут и его солистами – соответственно, пианистом и скрипачом. Отсюда и название концерта: «Два солиста – два дирижёра».
На контрастах, музыкальных и «географических», построен и следующий, декабрьский концерт, полностью посвящённый двум жанрам: опере и мюзиклу.
Прозвучат столь любимые слушателями фрагменты из «Богемы» и «Дон Жуана», «Севильского цирюльника» и «Дона Паскуале», - шедевры европейской оперной классики.
А во втором отделении их сменят не менее известные и популярные американские мюзиклы: «Призрак оперы», «Моя прекрасная леди», «Звуки музыки», «Кошки»… Хочу особо отметить, что исполнять это всё будут молодые солисты израильской оперной студии «Мейтар» в сопровождении, несомненно, любимой ашкелонцами Симфониетты Раанана под управлением Давида Зебы – дирижёра, всегда стремящегося к эксперименту и нестандартности творческих решений.
На следующем, третьем концерте мы словно продолжим пребывание на американском музыкальном континенте вместе с блистательной Иерусалимской камератой, израильским дирижёром американского происхождения Стенли Спербером и гостьей из США, меццо-сопрано Синтией Клери.
Программа «Америка музыкальная» включает в себя проникновенное Адажио С. Барбэра для струнных, оригинальные и редко исполняемые «Старые американские песни» А. Копленда, его же известную симфоническую Поэму-картину «Весна в Аппалачах» - одно из самых живописно-пейзажных сочинений музыки США, произведения Дж. Гершвина и Леонарда Бернстайна (фрагменты из оперы и мюзиклов).
Я бы назвал этот вечер «американо-еврейским», ибо все названные композиторы – наши соплеменники. Будет и в этой программе свой «сюрприз» - «Звёздный город космоса» А. Дж. Керниса. По названию нечто космическое. Но ни об авторе, ни о произведение данных у меня пока нет. Но, как говорил небезызвестный киногерой: «Будем искать…» Время позволяет – концерт только в январе…
Зато наши европейские гости – пианистка Мартина Филиак (Хорватия) и дирижёр Роберт Петроностро (Австрия) представят вместе с Израильским камерным оркестром программу почти академическую – «Шедевры классики и романтизма» из сочинений Россини, Гайдна, Шопена и Шумана.
Не перечисляя весь репертуар, который несомненно интересен и глубок, назову только два из предлагаемых шедевров: гайдновская Лондонская симфония № 103 Ми бемоль мажор, начинающаяся суровым и немного таинственным тремоло литавр (потому её часто так и называют: «С тремоло литавр»), и романтически-вдохновенный Концерт для фортепиано с оркестром Шумана.
И, наконец, последний, пятый концерт из «обязательной» программы. Отмечу, прежде всего, две «жемчужины» Чайковского – очаровательную лирико-драматическую Симфонию №1 «Зимние грёзы» - произведение нелёгкой исполнительской судьбы, о чём мы ещё поговорим в преддверии концерта, и одно из лучших камерных сочинений композитора секстет «Воспоминание о Флоренции», полный впечатлениями об Италии.
А потом опять контраст – виртуознейшие произведение для трубы – почти классический «Венецианский карнавал» Арбана и «Хора стаккато» румынского композитора Г. Динику.
Так что наша «география» расширилась… Но и это ещё не всё! Уникальный по богатству и разнообразию музыкальных образов Концерт №1 Дмитрия Шостаковича для фортепиано, трубы и оркестра завершит эту кульминационную программу.
Её дирижёр - Карин Бэн Йосеф, а солисты Ярон Колберг (фортепиано), Сергей Таркуров (труба) и Тамир Акта (труба).
Что же касается концертов «на выбор», то его будет нелегко сделать как между произведениями, так и между исполнителями. С одной стороны, блестящие скрипичные фантазии на темы опер «Кармен», «Фауст» и Рондо-каприччиозо» Сен-Санса, с другой – камерные сочинения Шуберта, Моцарта, Шопена, Дворжака… Великолепно!
С одной стороны – дебют в абонементе ансамбля струнных инструментов иерусалимского Фестивального оркестра под управлением В. Баршевича (он же выступит как ведущий скрипач).
С другой стороны – камерный ансамбль, составленный из ведущих музыкантов таких коллективов, как «Трио Иерусалим», ансамбль «Солисты Тель-Авива», Израильский филармонический оркестр, Оркестр израильского радиовещания.
К тому же, в первом из концертов прозвучат «Ностальгические Парижские вальсы» и шедевры французского шансона в исполнении Яэль Гонзалес.
А упомянутый мною особенный концерт «Ритмы Испании и Аргентины» завершает формирование нашей музыкально-географической карты.
Да, от такого обилия сюрпризов и контрастов можно просто растеряться. Как никогда, много ярчайших музыкальных впечатлений ждут ценителей музыкального искусства в концертах абонемента 2012-13 .
Дело за малым: поскорее приобрести «пропуск» в миры Звуков, в Миры Прекрасного! И не забыть сказать «спасибо» Миле Беккер, так много уже сделавшей, чтоб абонемент СОСТОЯЛСЯ!
И он обязательно состоится!
И тогда будет поистине «МУЗЫКА БЕЗ ГРАНИЦ!»
Э. Добрыкин, музыковед, Магистр музыки