Признаюсь – так бывает не часто: начал писать аннотацию к очередному, уже третьему в этом сезоне, концерту абонемента классической музыки, а в памяти всё ещё живы - да не просто живы, а очень сильны - впечатления и прекрасный эмоциональный настрой после первых двух. Сначала замечательные дирижёры – эстонский гость Андреас Мустонен (он же прекрасный солист-скрипач), и израильтянин Яарон Готфрид (не менее блестящий пианист), и «трёхслойная» - классика-авангард-джаз – программа симфонического оркестра Кибуцов-Нетании и джазового трио.
Во втором концерте великолепный, истинно праздничный, феерический «букет» оперных арий в исполнении молодых солистов студии Израильской оперы под руководством вдохновенного Давида Зебы и в сопровождении другого симфонического оркестра – Раананы. А в его втором отделении – удивительно красочный калейдоскоп из популярных американских мюзиклов – песни, арии, ансамбли, попурри… И всё это – на высочайшем исполнительском уровне…
Думаю, не разочарует слушателей и очередной концерт – тем более, что он в какой-то степени является «продолжением» второго: снова американская музыка, на этот раз и симфоническая, снова знакомые композиторские имена – Дж Гершвин, Л. Бернстайн – теперь уже в исполнении Израильской камераты Иерусалима (дирижёр Стенли Спербер) и меццо-сопрано из США Синтии Клэри. Так что «открытие музыкальной Америки» в Гейхал ха Тарбут продолжится…
Кроме уже названных двух композиторов, будут представлены старейшина американской музыки, первый классик симфонизма США Аарон Копленд (его сочинениям посвящено всё первое отделение), и не менее «классик», родившийся, правда, десятилетие спустя после Копленда, Самюэль Барбер.
Итак, вот она, великолепная «американская четвёрка»:
Аарон Копленд (1900-1990)
Самюэль Барбер (1910 – 1981)
Леонард Бернстайн (1918 – 1990)
Джордж Гершвин (1898 – 1937), родившийся раньше других, но трагически ушедший из жизни в 39 лет…
Не трудно отметить два обстоятельства: все эти композиторы сочиняют примерно в одно время. Все они – «дети 20-го века», в котором – гораздо позже европейской – сформировалась американская музыкальная классика из собственных фольклорных (спиричуэлс, баллада, блюз, рэг-тайм) и, естественно, европейских традиций. Особенно здесь заметны влияния французской и русской школ – Нади Буланже, Равель, Чайковский, Рахманинов, Стравинский (последние два долгое время, до конца жизни, творили в США).
Ну, и второе обстоятельство – все (или почти все) американские композиторы-классики, в том числе, и названные, имеют прочные и давние еврейские корни. Проще говоря, все они – евреи: Гершвин – одесский, Копленд – литовский, родители Бернстайна – эмигранты из Ровно… Так что нам есть, кем гордиться. И сегодняшнее музыкальное «созвездие» - не только чисто американское… Приятно…
Теперь о программе. Её «симфоническая составляющая» - балеты Копленда в первом отделении и замечательное Адажио для струнных Барбера во втором. Остальное – вокал: «Старые американские песни» Копленда, фрагменты из мюзиклов Бернстайна, и «на закуску» - популярные арии из оперы Гершвина (напомню, первой, по сути, национальной американской оперы, всемирно любимой и известной - «Порги и Бесс»).
Наиболее крупное сочинение программы – музыка одноактного балета «Аппалачская весна» (или «Весна в Апполачи») часто исполняемая как самостоятельное симфоническое сочинение. В 1945 году Копленд за этот балет был удостоен одной из высших творческих наград – Пулитцеровской премии, в дальнейшем – ещё ряда премий.
В 1958 году по балету снят одноимённый фильм. Горная гряда Аппалачи находится на востоке Северной Америки, к северу от Гудзона. Говорят, туда нужно приезжать именно ранней весной, когда расцветает дикая природа… И, конечно, расцветает любовь - в этом почти бессюжетном балете Копленда. Интересно, что написан он всего для 13-ти инструментов – маленького камерного состава. Но возможности каждого инструмента использованы максимально; тембровая выразительность и разнообразие красок придают музыке черты пейзажной картинности в сочетании с развитием глубокого лирического чувства.
Совсем иного плана балет Копленда «Родео», фрагмент из которого откроет программу. Это жанровый, весёлый, комедийный балет «в ковбойском стиле», сюжет которого в чём-то отдалённо перекликается с «Гусарской балладой». Героиня балета - девушка, мечтающая стать ковбоем и на равных принимать участие во всех ковбойских развлечениях, играх и состязаниях. Но, в отличие от героини «Гусарской», она одним только своим появлением создаёт нелепые ситуации, всё портит и всем мешает.
Завершат знакомство с творчеством Копленда четыре «Старые американские песни» , из цикла, созданного композитором в начале 50-х годов. Точнее, эти песни не «созданы», а гармонизованы и инструментованы им. Это - старинные фольклорные – подлинные – песни, баллады и гимны его Родины.
Наконец, говоря об Аароне Копленде, отмечу, что одним из его многочисленных учеников и, пожалуй, лучшим интерпретатором его сочинений был Леонард Бернстайн, произведения которого прозвучат во втором отделении. И если «Вестсайдская история» в дополнительных рекомендациях не нуждается, то написанный почти одновременно (разница в год) мюзикл «Кандид» известен меньше и заслуживает хотя бы краткого представления.
В его основе - сочинение самого Вольтера («Кандид или Оптимизм»), написанное великим французом в середине 18-го столетия. В своё время это произведение было запрещено как «безнравственное и непристойное», а сам Вольтер с высот собственного творчества называл его «безделкой» и даже отказывался от авторства. Впрочем, «Кандид» - сочинение сатирическое. И саркастический рефрен его – «Всё к лучшему в этом лучшем из миров» звучит, как насмешка. Рецепт счастья по Кандиду – забыть о тяготах и треволнениях жизни. Эта же мысль звучит и в Арии, которую вы услышите – «Я легко приспосабливаюсь».
А вот герои «Вестсайдской истории» - Мария и Тони, мечтают о том, что «Где-то» (Somewhere) есть место, где они могут укрыться от ужасов жизни, страданий, жестокости и ненависти…
Замечательным Адажио для струнных Барбера откроется второе отделение концерта. Это небольшое, но очень глубокое сочинение, написанное в 1938 году, было впервые исполнено оркестром А. Тосканини и «услышано всем миром» - успех Адажио был колоссальным. А в 1945 году оно прозвучало на похоронах президента Теодора Рузвельта и стало одним из музыкальных и духовных символов США. Существуют многочисленные переложения Адажио – для органа, духовых, авторское - для хора.
Его музыку отличает широта мелодического дыхания, ясность и проникновенность лирического настроения, изысканность музыкальной стилистики.
Завершат концерт четыре знаменитые арии из «Порги и Бесс» Гершвина. Замечу, что в опере они принадлежат разным персонажам, одна – даже мужскому (песенка Спортинг-Лайфа «Вовсе не обязательно»). Так что «героине» этого вечера, певице Синтии Клэри, предстоит постоянно перевоплощаться: то в светлую Клару («Колыбельная»), то в темпераментную Бесс («Я люблю тебя, Порги»), то в страдающую над телом убитого мужа Сирину (ария-плач «Мой муж умер»)… И даже… в торговца наркотиками, о котором я уже сказал.
Вот такая яркая, насыщенная программа ждёт вас, уважаемые слушатели, на вечере-встрече с Америкой Музыкальной…
Музыковед, Магистр музыки – Эд Добрыкин
Во втором концерте великолепный, истинно праздничный, феерический «букет» оперных арий в исполнении молодых солистов студии Израильской оперы под руководством вдохновенного Давида Зебы и в сопровождении другого симфонического оркестра – Раананы. А в его втором отделении – удивительно красочный калейдоскоп из популярных американских мюзиклов – песни, арии, ансамбли, попурри… И всё это – на высочайшем исполнительском уровне…
Думаю, не разочарует слушателей и очередной концерт – тем более, что он в какой-то степени является «продолжением» второго: снова американская музыка, на этот раз и симфоническая, снова знакомые композиторские имена – Дж Гершвин, Л. Бернстайн – теперь уже в исполнении Израильской камераты Иерусалима (дирижёр Стенли Спербер) и меццо-сопрано из США Синтии Клэри. Так что «открытие музыкальной Америки» в Гейхал ха Тарбут продолжится…
Кроме уже названных двух композиторов, будут представлены старейшина американской музыки, первый классик симфонизма США Аарон Копленд (его сочинениям посвящено всё первое отделение), и не менее «классик», родившийся, правда, десятилетие спустя после Копленда, Самюэль Барбер.
Итак, вот она, великолепная «американская четвёрка»:
Аарон Копленд (1900-1990)
Самюэль Барбер (1910 – 1981)
Леонард Бернстайн (1918 – 1990)
Джордж Гершвин (1898 – 1937), родившийся раньше других, но трагически ушедший из жизни в 39 лет…
Не трудно отметить два обстоятельства: все эти композиторы сочиняют примерно в одно время. Все они – «дети 20-го века», в котором – гораздо позже европейской – сформировалась американская музыкальная классика из собственных фольклорных (спиричуэлс, баллада, блюз, рэг-тайм) и, естественно, европейских традиций. Особенно здесь заметны влияния французской и русской школ – Нади Буланже, Равель, Чайковский, Рахманинов, Стравинский (последние два долгое время, до конца жизни, творили в США).
Ну, и второе обстоятельство – все (или почти все) американские композиторы-классики, в том числе, и названные, имеют прочные и давние еврейские корни. Проще говоря, все они – евреи: Гершвин – одесский, Копленд – литовский, родители Бернстайна – эмигранты из Ровно… Так что нам есть, кем гордиться. И сегодняшнее музыкальное «созвездие» - не только чисто американское… Приятно…
Теперь о программе. Её «симфоническая составляющая» - балеты Копленда в первом отделении и замечательное Адажио для струнных Барбера во втором. Остальное – вокал: «Старые американские песни» Копленда, фрагменты из мюзиклов Бернстайна, и «на закуску» - популярные арии из оперы Гершвина (напомню, первой, по сути, национальной американской оперы, всемирно любимой и известной - «Порги и Бесс»).
Наиболее крупное сочинение программы – музыка одноактного балета «Аппалачская весна» (или «Весна в Апполачи») часто исполняемая как самостоятельное симфоническое сочинение. В 1945 году Копленд за этот балет был удостоен одной из высших творческих наград – Пулитцеровской премии, в дальнейшем – ещё ряда премий.
В 1958 году по балету снят одноимённый фильм. Горная гряда Аппалачи находится на востоке Северной Америки, к северу от Гудзона. Говорят, туда нужно приезжать именно ранней весной, когда расцветает дикая природа… И, конечно, расцветает любовь - в этом почти бессюжетном балете Копленда. Интересно, что написан он всего для 13-ти инструментов – маленького камерного состава. Но возможности каждого инструмента использованы максимально; тембровая выразительность и разнообразие красок придают музыке черты пейзажной картинности в сочетании с развитием глубокого лирического чувства.
Совсем иного плана балет Копленда «Родео», фрагмент из которого откроет программу. Это жанровый, весёлый, комедийный балет «в ковбойском стиле», сюжет которого в чём-то отдалённо перекликается с «Гусарской балладой». Героиня балета - девушка, мечтающая стать ковбоем и на равных принимать участие во всех ковбойских развлечениях, играх и состязаниях. Но, в отличие от героини «Гусарской», она одним только своим появлением создаёт нелепые ситуации, всё портит и всем мешает.
Завершат знакомство с творчеством Копленда четыре «Старые американские песни» , из цикла, созданного композитором в начале 50-х годов. Точнее, эти песни не «созданы», а гармонизованы и инструментованы им. Это - старинные фольклорные – подлинные – песни, баллады и гимны его Родины.
Наконец, говоря об Аароне Копленде, отмечу, что одним из его многочисленных учеников и, пожалуй, лучшим интерпретатором его сочинений был Леонард Бернстайн, произведения которого прозвучат во втором отделении. И если «Вестсайдская история» в дополнительных рекомендациях не нуждается, то написанный почти одновременно (разница в год) мюзикл «Кандид» известен меньше и заслуживает хотя бы краткого представления.
В его основе - сочинение самого Вольтера («Кандид или Оптимизм»), написанное великим французом в середине 18-го столетия. В своё время это произведение было запрещено как «безнравственное и непристойное», а сам Вольтер с высот собственного творчества называл его «безделкой» и даже отказывался от авторства. Впрочем, «Кандид» - сочинение сатирическое. И саркастический рефрен его – «Всё к лучшему в этом лучшем из миров» звучит, как насмешка. Рецепт счастья по Кандиду – забыть о тяготах и треволнениях жизни. Эта же мысль звучит и в Арии, которую вы услышите – «Я легко приспосабливаюсь».
А вот герои «Вестсайдской истории» - Мария и Тони, мечтают о том, что «Где-то» (Somewhere) есть место, где они могут укрыться от ужасов жизни, страданий, жестокости и ненависти…
Замечательным Адажио для струнных Барбера откроется второе отделение концерта. Это небольшое, но очень глубокое сочинение, написанное в 1938 году, было впервые исполнено оркестром А. Тосканини и «услышано всем миром» - успех Адажио был колоссальным. А в 1945 году оно прозвучало на похоронах президента Теодора Рузвельта и стало одним из музыкальных и духовных символов США. Существуют многочисленные переложения Адажио – для органа, духовых, авторское - для хора.
Его музыку отличает широта мелодического дыхания, ясность и проникновенность лирического настроения, изысканность музыкальной стилистики.
Завершат концерт четыре знаменитые арии из «Порги и Бесс» Гершвина. Замечу, что в опере они принадлежат разным персонажам, одна – даже мужскому (песенка Спортинг-Лайфа «Вовсе не обязательно»). Так что «героине» этого вечера, певице Синтии Клэри, предстоит постоянно перевоплощаться: то в светлую Клару («Колыбельная»), то в темпераментную Бесс («Я люблю тебя, Порги»), то в страдающую над телом убитого мужа Сирину (ария-плач «Мой муж умер»)… И даже… в торговца наркотиками, о котором я уже сказал.
Вот такая яркая, насыщенная программа ждёт вас, уважаемые слушатели, на вечере-встрече с Америкой Музыкальной…
Музыковед, Магистр музыки – Эд Добрыкин