Девиз волшебного представления, которым классический музыкальный абонемент открывает свой 22 сезон – VIVALAPIANO–не нуждается в переводе. А знаменитый израильский пианист, профессор Томер Лев, как и созданный им всемирно известный ансамбль «МУЛЬТИПИАНО» не нуждается в представлении ашкелонским любителям музыки.
Сопровождать пианистов будет на этот раз Израильская симфониетта из Беэр-Шевы. Глубокое чувство благодарности и восторга обязывает меня вновь и вновь высказать массу комплиментов обаятельной женщине, без которой не мыслю эти великолепные праздники музыкальной классики, регулярно, начиная с 1998 года, проходящие в ашкелонском Дворце культуры (Гейхал а-тарбут).
И женщину эту зовут Мила Беккер, её хорошо знают и любят все владельцы абонементов. Давайте дружно скажем ей спасибо и пожелаем удачи в новом 2020 году и в новом сезоне!
Представление откроется исполнением концерта до мажор для 3-х роялей с оркестром Иоганна-Себастьяна Баха. Впрочем, во времена великого музыканта и композитора (1685-1750) фортепиано ещё не изобрели, и Бах писал свои концерты для клавесинов.
Среди его огромного музыкального наследия (более тысячи произведений), есть всего 2 концерта для 3-х клавесинов, с одним из которых, в мажорном звучании, нам посчастливится сегодня познакомиться.
В концерте три части: Аллегро // Адажио // Аллегро. Не сомневаюсь, что получим прекрасную дозу радости.
После баховского мажора мы с вами услышим минор раннего Шуберта в исполнении оркестра. Свою 4-ю симфонию, написанную в 1816 году, Франц Шуберт (1797-1828), которому было тогда 19 лет, назвал Трагической.
Работа помощником школьного учителя молодого гения явно не удовлетворяла. Он пытался получить место преподавателя музыкального училища в Любляне, но его, несмотря не рекомендацию Сальери, не взяли.
Отсюда, видимо, минорность и драматическое развитие музыки Четвёртой симфонии, из которой мы услышим лишь первую и четвёртую (финал) части (Адажио Мольто-Аллегро // Аллегро).
Ниже – цитата из рецензии музыковеда Л. Михеевой: «Симфония начинается медленным вступлением, вводящим слушателя в круг непривычных образов: величественно и скорбно, с хроматическими красками, смелыми гармониями звучит эта музыка.
На фоне мерного сопровождения скрипки исполняют мелодию, полную раздумья. Им отвечают виолончели и контрабасы. Суровый аккорд tutti прерывает диалог, но он продолжается вновь и смолкает в одиноком отзвуке гобоя с вступлением тревожной и взволнованной главной партии сонатного аллегро с резкими аккордами - «взрывами» всего оркестра.
Более светлую краску привносит появление спокойной побочной. Лишь в заключительной партии в мощном оркестровом фортиссимо утверждается радостное настроение».
Концертино – это маленький концерт. Музыкальный гений советской эпохи Дмитрий Шостакович (1906-1975) своё концертино для 2-х фортепиано и струнного оркестра написал на 15-летие своего сына Максима в 1953 году.
Молодёжная направленность одночастного концерта определяет его бурное развитие, столь характерное для юности. Здесь и напор, и порывистость, и наивная сдержанность.
Побочная тема не контрастирует с главной, но дополняет её, добавляя произведению задорность и временами веселье. Богатейшая гамма чувств передаётся эмоциональной музыкой, которая достигает кульминации – жизнерадостной и счастливой.
Произведение позволяет исполнителям проявить высокую фортепианную технику в сочетании с эмоциональной глубиной. Заранее предвкушаю удовольствие от предстоящего прослушивания этого яркого концертино, открывающего второе отделение. Хочу обратить ваше внимание, что уникальную версию концертино Шостаковича создал профессор Томер Лев.
Сергей Рахманинов (1873-1943) написал Русскую рапсодию для 2-х фортепиано, основанную на народно-песенной тематике, когда ему было 18 лет.
Молодой композитор проявляет уже достаточно высокий уровень владения вариационной формой, к которой он неоднократно обращался в своём творчестве в дальнейшем. «Он с большой изобретательностью изменяет не только рисунок темы, но и ее выразительный характер и жанровый облик.
Объединяя группы вариаций в более или менее законченные разделы, Рахманинов создает стройное, компактное целое» - пишет музыковед Ю. Келдыш и добавляет: «Блестящий эстрадно-виртуозный наряд кажется иногда чуждым характеру простой, грациозной песенной темы и воспринимается как чисто внешнее дополнение к ней».
Две пьесы (Вальс и Романс) для фортепиано в 6 рук были написаны молодым Рахманиновым в 1890-91 годах. Исполняются они весьма редко. И сегодня, благодаря профессору Томеру Леву и его талантливым партнёрам-пианистам (Береника Гликсман, Нимрод Меири-Афтель, Эяль Плац), ашкелонским любителям музыки улыбнётся удача.
В завершении представления мы услышим фантазию «Скиталец» для двух фортепиано и струнного оркестра. Фантазия «Скиталец» принадлежит к числу самых монументальных фортепианных произведений Франца Шуберта, он создал её в ноябре 1822 года.
По мнению специалистов, фантазия «Скиталец» более, чем какое-либо иное фортепианное произведение той эпохи, предвосхитила дальнейшее развитие симфонической музыки XIX века.
Она состоит из четырех частей, переходящих одна в другую без перерыва.
Название «Скиталец» связано с песней, которую Шуберт написал в 1816 году на стихи – Шмидта фон Любека. Все четыре части фантазии развиваются из одного мелодического зерна, что придает сочинению черты симфонической поэмы.
Многие музыковеды, в частности, С. Грохотов, считают, что «В использовании новых, подобных оркестровым, фортепианных эффектов Шуберт превзошёл всех своих современников, включая Бетховена, и предвосхитил Листа». И это тем более удивительно, что именно Ференц Лист (1811-86) сделал много переложений произведений Шуберта, в том числе фантазию «Скиталец», для фортепиано.
Ну а для двух фортепиано обработку сделал недавно покинувший нас профессор Александр Тамир (1931-2019). Этот замечательный музыкант прославил Израиль, выступая по всему миру с 1955 по 2006 годы в фортепианном дуэте с Брахой Эден.
Вот что писала в августе прошедшего года Рина Жак:«Ему было всего 11 лет, когда его песня «Понар» получила первый приз на проводившемся в Вильнюсском гетто в 1942-м году конкурсе.
Несмотря на множество селекций в различных лагерях, талантливый мальчик пережил Холокост, и в конце войны репатриировался в Израиль. Вся семья Тамира погибла, выжила чудом только мама. Песню Тамира на слова Шмерке Качергинского «Понар» неизменно исполняют в дни памяти жертв Холокоста. Она переведена на множество языков».
Дирижировать оркестром будет сегодня Зив Кожокару – многопрофильный музыкант, работающий в области классической, современной и популярной музыки. Зив, родившийся в Беэр-Шеве в 1977 году, с отличием окончил Иерусалимскую академию музыки и танца, в которой преподаёт, имеет докторскую степень по композиции Бар-Иланского университета, лауреат премии премьер-министра Израиля 2015 года.
Владимир Сандлер
Сопровождать пианистов будет на этот раз Израильская симфониетта из Беэр-Шевы. Глубокое чувство благодарности и восторга обязывает меня вновь и вновь высказать массу комплиментов обаятельной женщине, без которой не мыслю эти великолепные праздники музыкальной классики, регулярно, начиная с 1998 года, проходящие в ашкелонском Дворце культуры (Гейхал а-тарбут).
И женщину эту зовут Мила Беккер, её хорошо знают и любят все владельцы абонементов. Давайте дружно скажем ей спасибо и пожелаем удачи в новом 2020 году и в новом сезоне!
Представление откроется исполнением концерта до мажор для 3-х роялей с оркестром Иоганна-Себастьяна Баха. Впрочем, во времена великого музыканта и композитора (1685-1750) фортепиано ещё не изобрели, и Бах писал свои концерты для клавесинов.
Среди его огромного музыкального наследия (более тысячи произведений), есть всего 2 концерта для 3-х клавесинов, с одним из которых, в мажорном звучании, нам посчастливится сегодня познакомиться.
В концерте три части: Аллегро // Адажио // Аллегро. Не сомневаюсь, что получим прекрасную дозу радости.
После баховского мажора мы с вами услышим минор раннего Шуберта в исполнении оркестра. Свою 4-ю симфонию, написанную в 1816 году, Франц Шуберт (1797-1828), которому было тогда 19 лет, назвал Трагической.
Работа помощником школьного учителя молодого гения явно не удовлетворяла. Он пытался получить место преподавателя музыкального училища в Любляне, но его, несмотря не рекомендацию Сальери, не взяли.
Отсюда, видимо, минорность и драматическое развитие музыки Четвёртой симфонии, из которой мы услышим лишь первую и четвёртую (финал) части (Адажио Мольто-Аллегро // Аллегро).
Ниже – цитата из рецензии музыковеда Л. Михеевой: «Симфония начинается медленным вступлением, вводящим слушателя в круг непривычных образов: величественно и скорбно, с хроматическими красками, смелыми гармониями звучит эта музыка.
На фоне мерного сопровождения скрипки исполняют мелодию, полную раздумья. Им отвечают виолончели и контрабасы. Суровый аккорд tutti прерывает диалог, но он продолжается вновь и смолкает в одиноком отзвуке гобоя с вступлением тревожной и взволнованной главной партии сонатного аллегро с резкими аккордами - «взрывами» всего оркестра.
Более светлую краску привносит появление спокойной побочной. Лишь в заключительной партии в мощном оркестровом фортиссимо утверждается радостное настроение».
Концертино – это маленький концерт. Музыкальный гений советской эпохи Дмитрий Шостакович (1906-1975) своё концертино для 2-х фортепиано и струнного оркестра написал на 15-летие своего сына Максима в 1953 году.
Молодёжная направленность одночастного концерта определяет его бурное развитие, столь характерное для юности. Здесь и напор, и порывистость, и наивная сдержанность.
Побочная тема не контрастирует с главной, но дополняет её, добавляя произведению задорность и временами веселье. Богатейшая гамма чувств передаётся эмоциональной музыкой, которая достигает кульминации – жизнерадостной и счастливой.
Произведение позволяет исполнителям проявить высокую фортепианную технику в сочетании с эмоциональной глубиной. Заранее предвкушаю удовольствие от предстоящего прослушивания этого яркого концертино, открывающего второе отделение. Хочу обратить ваше внимание, что уникальную версию концертино Шостаковича создал профессор Томер Лев.
Сергей Рахманинов (1873-1943) написал Русскую рапсодию для 2-х фортепиано, основанную на народно-песенной тематике, когда ему было 18 лет.
Молодой композитор проявляет уже достаточно высокий уровень владения вариационной формой, к которой он неоднократно обращался в своём творчестве в дальнейшем. «Он с большой изобретательностью изменяет не только рисунок темы, но и ее выразительный характер и жанровый облик.
Объединяя группы вариаций в более или менее законченные разделы, Рахманинов создает стройное, компактное целое» - пишет музыковед Ю. Келдыш и добавляет: «Блестящий эстрадно-виртуозный наряд кажется иногда чуждым характеру простой, грациозной песенной темы и воспринимается как чисто внешнее дополнение к ней».
Две пьесы (Вальс и Романс) для фортепиано в 6 рук были написаны молодым Рахманиновым в 1890-91 годах. Исполняются они весьма редко. И сегодня, благодаря профессору Томеру Леву и его талантливым партнёрам-пианистам (Береника Гликсман, Нимрод Меири-Афтель, Эяль Плац), ашкелонским любителям музыки улыбнётся удача.
В завершении представления мы услышим фантазию «Скиталец» для двух фортепиано и струнного оркестра. Фантазия «Скиталец» принадлежит к числу самых монументальных фортепианных произведений Франца Шуберта, он создал её в ноябре 1822 года.
По мнению специалистов, фантазия «Скиталец» более, чем какое-либо иное фортепианное произведение той эпохи, предвосхитила дальнейшее развитие симфонической музыки XIX века.
Она состоит из четырех частей, переходящих одна в другую без перерыва.
Название «Скиталец» связано с песней, которую Шуберт написал в 1816 году на стихи – Шмидта фон Любека. Все четыре части фантазии развиваются из одного мелодического зерна, что придает сочинению черты симфонической поэмы.
Многие музыковеды, в частности, С. Грохотов, считают, что «В использовании новых, подобных оркестровым, фортепианных эффектов Шуберт превзошёл всех своих современников, включая Бетховена, и предвосхитил Листа». И это тем более удивительно, что именно Ференц Лист (1811-86) сделал много переложений произведений Шуберта, в том числе фантазию «Скиталец», для фортепиано.
Ну а для двух фортепиано обработку сделал недавно покинувший нас профессор Александр Тамир (1931-2019). Этот замечательный музыкант прославил Израиль, выступая по всему миру с 1955 по 2006 годы в фортепианном дуэте с Брахой Эден.
Вот что писала в августе прошедшего года Рина Жак:«Ему было всего 11 лет, когда его песня «Понар» получила первый приз на проводившемся в Вильнюсском гетто в 1942-м году конкурсе.
Несмотря на множество селекций в различных лагерях, талантливый мальчик пережил Холокост, и в конце войны репатриировался в Израиль. Вся семья Тамира погибла, выжила чудом только мама. Песню Тамира на слова Шмерке Качергинского «Понар» неизменно исполняют в дни памяти жертв Холокоста. Она переведена на множество языков».
Дирижировать оркестром будет сегодня Зив Кожокару – многопрофильный музыкант, работающий в области классической, современной и популярной музыки. Зив, родившийся в Беэр-Шеве в 1977 году, с отличием окончил Иерусалимскую академию музыки и танца, в которой преподаёт, имеет докторскую степень по композиции Бар-Иланского университета, лауреат премии премьер-министра Израиля 2015 года.
Владимир Сандлер