«Ноябрь уж наступил»… И мы на пороге нового сезона абонемента классической музыки в Ашкелонском Гейхал ха Тарбут. Хотя начинается он в «день тяжёлый», в понедельник, 17-го ноября, но принесёт, надеюсь, много новых, ярких концертных открытий на всех уровнях: новые программы, исполнители, дирижёры, как отечественные, так и зарубежные.
А значит, и новые музыкальные впечатления. Приведу только несколько примеров: всемирно известный дирижёр Миша Кац (Россия-Франция) и импозантная, рафинированная «Американская сюита» Дворжака в первом концерте.
Никогда не исполнявшаяся в Ашкелоне Симфония №3 «Рейнская» Шумана, да ещё в трактовке Симфонического оркестра Иерусалимского радио и телевидения, одного из лучших в стране и в мире, под руководством французского дирижёра Ф. Шазлана.
Широкая вокальная программа – от оперных шедевров до израильской песенной классики – откроется в третьем абонементном концерте.
Плеяда молодых певцов выступит под руководством прославленного дирижёра и музыканта-новатора Дуди Зеба.
Подлинный сюрприз подарят в четвёртом концерте симфонический оркестр Ашдода и Камерный из Рамат-Гана. Мало того, что они выступят вместе, но ещё в один вечер мы сможем услышать сразу ТРИ (!) фортепианных концерта: 4-й Бетховена, 1-й Шопена и единственный, написанный Шуманом. И все они прозвучат в исполнении молодых израильских пианистов, лауреатов международных конкурсов.
А впереди ещё – знакомство с музыкальной культурой Шотландии, встреча с полюбившимися сочинениями Пьяццоллы, «праздник рояля и ударных», который увенчает подлинный шедевр 19-20-го века «Кармен-сюита» Ж. Бизе-Р.Щедрина.
Но обо всём этом у нас ещё будет возможность поговорить…
А пока – Праздник Начала…
Его главные герои – оркестр Симфониетта Раананы, прекрасный, истинно творческий коллектив единомышленников, солист-пианист Виктор Станиславский, уже хорошо знакомый по предыдущим выступлениям, великолепный интерпретатор музыки Сергея Рахманинова (если раньше это были труднейшие Сонаты, то на этот раз – одна из подлинных вершин мирового музыкального репертуара, 3-й Концерт для фортепиано с оркестром).
И, конечно же, дирижёр, о котором необходимо сказать не просто несколько добрых, но восторженных слов. Михаил Кац, воспитанник русской, а потом французской дирижёрских школ, сегодня один из крупнейших мастеров жанра, в котором для него нет секретов. Друзья и почитатели уже давно называют его просто Миша – Миша Кац, говоря, и не без оснований, что это такой же мировой брэнд, как Яша Хейфиц, Буся Гольдштейн, Миша Майский.
Миша Кац - сын Леонида Каца, выдающегося российского дирижёра и педагога; начинал он как виолончелист, в классе Мстислава Ростроповича, а как дирижёр сначала брал уроки у своего отца, а потом у «самого» Леонарда Бернстайна. Руководил многими прославленными оркестрами мира. И вот уже на протяжении почти 20-ти лет ведёт активную гастрольную деятельность.
Так что на открытии сезона нам предстоит знакомство с дирижёром экстра-класса!
Его программу я бы назвал Концерт контрастов. Пять произведений, абсолютно разных, написанных композиторами разных эпох и в самых разных жанрах: инструментальный концерт, сюита, увертюра, концертная пьеса – едва ли не всё богатство и разнообразие музыкальных жанров.
А открыть программу Миша Кац решил очередным воплощением образца великого исторического и музыкального творчества еврейского народа, мотивом «Кол Нидрей» в версии композитора Джонна Лэммора для кларнета с оркестром.
«Все Обеты» - так звучит перевод «Кол Нидрей». Суровая драматическая молитва, открывающая богослужение в Йом Кипур – первая молитва Судного Дня, основанная на древнем мотиве, коротком, лапидарном (обычно протяжённость его всего 8 тактов) и как бы пронизывающим своим развитием всё дальнейшее сочинение.
«Все обеты, зароки, клятвы, заклятия, запреты, обещания с наложением на себя кары… во всех них я раскаиваюсь. Да будут все они отменены, прощены, полностью упразднены», - таково основное содержание текста молитвы.
Происхождение и авторство этого мотива не установлено. Возможно, он возник в Испании. Есть версия – в Германии. Важно другое: на протяжении столетий «Кол Нидрей» стал символом боли и страдания, веры и непобедимой стойкости духа еврейского народа. Именно так воплощали этот мотив композитор Макс Брух, певцы Энрике Массиас, Карел Готт, Йосиф Кобзон, спевший «Кол Нидрей» с хором Турецкого.
Л. Толстой называл это песнопение «самой печальной и возвышенной мелодией из всех, что ему приходилось слышать».
А Миша Кац, открывая этим сочинением концерт, как бы решил откликнуться на трагические события, которые довелось совсем недавно пережить нашему народу в очередной раз – обстрелы, гибель родных и близких, ненависть палестинских террористов…
Так пролог открытия сезона будет скорбно-трагической данью Памяти.
А потом – блестящая, эффектная Увертюра к опере Россини «Севильский цирюльник» - первый контраст концерта. Активная динамика вступительных аккордов, таинственность «шагов» струнных инструментов, увлекательная лирика сольных деревянных и группы в целом, яркие tutti оркестра – всё смешано, всё сверкает, как на римском карнавале (для которого, кстати, и создавалась эта опера в 1816 году).
Россини очень спешил – силой обстоятельств у него были только ДВЕ (!) недели на сочинение. И поэтому он использовал в «Цирюльнике» фрагменты из других, ранее написанных опер. Вот и знаменитая Увертюра, в которой мы знаем, кажется, каждую ноту, на самом деле написана значительно раньше – для оперы «Странный случай». Но… органично сроднилась с «Севильским цирюльником» - такой вот странный случай в истории мировой оперы. Как говорится, «сошлись характерами».
Первое отделение завершится достаточно редко исполняемой Сюитой оп. 98, чешского композитора Антонина Дворжака, известной под названием «Американская».
Первую половину девяностых годов 19-го века Дворжак жил в США, где руководил Нью-Йоркской консерваторией, очень активно знакомился с местным фольклором – афро-американским, индейским и писал сочинения, в которых пытался сочетать мелодии, темы, ритмы своей родины с новой американской традицией.
Получились замечательные сочинения: Симфония «Из Нового Света», Виолончельный концерт, Американская сюита (1894-95 гг).
Это именно сюита, где преобладает спокойное, картинное развитие, неспешные, сменяющие друг друга пейзажи 1-й, 3-й, 4-й частей и энергичные, жанрово-бытовые зарисовки 2-й и финальной 5-й.
Второе отделение концерта – русская музыка, Рахманинов и Чайковский. Третий Концерт для фортепиано с оркестром, который исполнит Виктор Станиславский, написан в период расцвета рахманиновского творчества в 1909-м году. Грандиозные масштабы, сочетание напряжённого, драматического симфонического развития - и максимальное насыщение, даже «воцарение» сольной партии над оркестром, определяют характер сочинения.
Очень просто, элегантной, тихой мелодией солиста начинается 1-я часть.
«Я хотел спеть её на фортепиано так, как поют её певцы», - говорил Рахманинов.
Эта тема – подлинная жемчужина русской музыки, жемчужина тем более ценная, что на фоне всей мощи и виртуозности сольной партии в дальнейшем, она полностью сохранит себя, свою свежесть и непосредственность – и «замкнёт» 1-ю часть так же трепетно, как и начинала.
2-я часть словно «парит» в сложных пространствах оркестровых красок и голосов, насыщенных изысканными гармониями, и временами кажется сплошной свободной импровизацией.
А стальные ритмы Финала, его могучий, волевой напор, приводят к коде-экстазу, к коде-апофеозу, которые подчёркивают триумфы этого концерта: триумф самой музыки, триумф исполнителей, триумф всего прекрасного в жизни!
Эти триумфы дополнит ещё и блестящий торжественный Полонез из 6-й картины оперы Чайковского «Евгений Онегин». Он ещё раз подчеркнёт праздничность настроения, что сводятся к трём простым словам:
Музыковед, Магистр музыки Эд Добрыкин
А значит, и новые музыкальные впечатления. Приведу только несколько примеров: всемирно известный дирижёр Миша Кац (Россия-Франция) и импозантная, рафинированная «Американская сюита» Дворжака в первом концерте.
Никогда не исполнявшаяся в Ашкелоне Симфония №3 «Рейнская» Шумана, да ещё в трактовке Симфонического оркестра Иерусалимского радио и телевидения, одного из лучших в стране и в мире, под руководством французского дирижёра Ф. Шазлана.
Широкая вокальная программа – от оперных шедевров до израильской песенной классики – откроется в третьем абонементном концерте.
Плеяда молодых певцов выступит под руководством прославленного дирижёра и музыканта-новатора Дуди Зеба.
Подлинный сюрприз подарят в четвёртом концерте симфонический оркестр Ашдода и Камерный из Рамат-Гана. Мало того, что они выступят вместе, но ещё в один вечер мы сможем услышать сразу ТРИ (!) фортепианных концерта: 4-й Бетховена, 1-й Шопена и единственный, написанный Шуманом. И все они прозвучат в исполнении молодых израильских пианистов, лауреатов международных конкурсов.
А впереди ещё – знакомство с музыкальной культурой Шотландии, встреча с полюбившимися сочинениями Пьяццоллы, «праздник рояля и ударных», который увенчает подлинный шедевр 19-20-го века «Кармен-сюита» Ж. Бизе-Р.Щедрина.
Но обо всём этом у нас ещё будет возможность поговорить…
А пока – Праздник Начала…
Его главные герои – оркестр Симфониетта Раананы, прекрасный, истинно творческий коллектив единомышленников, солист-пианист Виктор Станиславский, уже хорошо знакомый по предыдущим выступлениям, великолепный интерпретатор музыки Сергея Рахманинова (если раньше это были труднейшие Сонаты, то на этот раз – одна из подлинных вершин мирового музыкального репертуара, 3-й Концерт для фортепиано с оркестром).
И, конечно же, дирижёр, о котором необходимо сказать не просто несколько добрых, но восторженных слов. Михаил Кац, воспитанник русской, а потом французской дирижёрских школ, сегодня один из крупнейших мастеров жанра, в котором для него нет секретов. Друзья и почитатели уже давно называют его просто Миша – Миша Кац, говоря, и не без оснований, что это такой же мировой брэнд, как Яша Хейфиц, Буся Гольдштейн, Миша Майский.
Миша Кац - сын Леонида Каца, выдающегося российского дирижёра и педагога; начинал он как виолончелист, в классе Мстислава Ростроповича, а как дирижёр сначала брал уроки у своего отца, а потом у «самого» Леонарда Бернстайна. Руководил многими прославленными оркестрами мира. И вот уже на протяжении почти 20-ти лет ведёт активную гастрольную деятельность.
Так что на открытии сезона нам предстоит знакомство с дирижёром экстра-класса!
Его программу я бы назвал Концерт контрастов. Пять произведений, абсолютно разных, написанных композиторами разных эпох и в самых разных жанрах: инструментальный концерт, сюита, увертюра, концертная пьеса – едва ли не всё богатство и разнообразие музыкальных жанров.
А открыть программу Миша Кац решил очередным воплощением образца великого исторического и музыкального творчества еврейского народа, мотивом «Кол Нидрей» в версии композитора Джонна Лэммора для кларнета с оркестром.
«Все Обеты» - так звучит перевод «Кол Нидрей». Суровая драматическая молитва, открывающая богослужение в Йом Кипур – первая молитва Судного Дня, основанная на древнем мотиве, коротком, лапидарном (обычно протяжённость его всего 8 тактов) и как бы пронизывающим своим развитием всё дальнейшее сочинение.
«Все обеты, зароки, клятвы, заклятия, запреты, обещания с наложением на себя кары… во всех них я раскаиваюсь. Да будут все они отменены, прощены, полностью упразднены», - таково основное содержание текста молитвы.
Происхождение и авторство этого мотива не установлено. Возможно, он возник в Испании. Есть версия – в Германии. Важно другое: на протяжении столетий «Кол Нидрей» стал символом боли и страдания, веры и непобедимой стойкости духа еврейского народа. Именно так воплощали этот мотив композитор Макс Брух, певцы Энрике Массиас, Карел Готт, Йосиф Кобзон, спевший «Кол Нидрей» с хором Турецкого.
Л. Толстой называл это песнопение «самой печальной и возвышенной мелодией из всех, что ему приходилось слышать».
А Миша Кац, открывая этим сочинением концерт, как бы решил откликнуться на трагические события, которые довелось совсем недавно пережить нашему народу в очередной раз – обстрелы, гибель родных и близких, ненависть палестинских террористов…
Так пролог открытия сезона будет скорбно-трагической данью Памяти.
А потом – блестящая, эффектная Увертюра к опере Россини «Севильский цирюльник» - первый контраст концерта. Активная динамика вступительных аккордов, таинственность «шагов» струнных инструментов, увлекательная лирика сольных деревянных и группы в целом, яркие tutti оркестра – всё смешано, всё сверкает, как на римском карнавале (для которого, кстати, и создавалась эта опера в 1816 году).
Россини очень спешил – силой обстоятельств у него были только ДВЕ (!) недели на сочинение. И поэтому он использовал в «Цирюльнике» фрагменты из других, ранее написанных опер. Вот и знаменитая Увертюра, в которой мы знаем, кажется, каждую ноту, на самом деле написана значительно раньше – для оперы «Странный случай». Но… органично сроднилась с «Севильским цирюльником» - такой вот странный случай в истории мировой оперы. Как говорится, «сошлись характерами».
Первое отделение завершится достаточно редко исполняемой Сюитой оп. 98, чешского композитора Антонина Дворжака, известной под названием «Американская».
Первую половину девяностых годов 19-го века Дворжак жил в США, где руководил Нью-Йоркской консерваторией, очень активно знакомился с местным фольклором – афро-американским, индейским и писал сочинения, в которых пытался сочетать мелодии, темы, ритмы своей родины с новой американской традицией.
Получились замечательные сочинения: Симфония «Из Нового Света», Виолончельный концерт, Американская сюита (1894-95 гг).
Это именно сюита, где преобладает спокойное, картинное развитие, неспешные, сменяющие друг друга пейзажи 1-й, 3-й, 4-й частей и энергичные, жанрово-бытовые зарисовки 2-й и финальной 5-й.
Второе отделение концерта – русская музыка, Рахманинов и Чайковский. Третий Концерт для фортепиано с оркестром, который исполнит Виктор Станиславский, написан в период расцвета рахманиновского творчества в 1909-м году. Грандиозные масштабы, сочетание напряжённого, драматического симфонического развития - и максимальное насыщение, даже «воцарение» сольной партии над оркестром, определяют характер сочинения.
Очень просто, элегантной, тихой мелодией солиста начинается 1-я часть.
«Я хотел спеть её на фортепиано так, как поют её певцы», - говорил Рахманинов.
Эта тема – подлинная жемчужина русской музыки, жемчужина тем более ценная, что на фоне всей мощи и виртуозности сольной партии в дальнейшем, она полностью сохранит себя, свою свежесть и непосредственность – и «замкнёт» 1-ю часть так же трепетно, как и начинала.
2-я часть словно «парит» в сложных пространствах оркестровых красок и голосов, насыщенных изысканными гармониями, и временами кажется сплошной свободной импровизацией.
А стальные ритмы Финала, его могучий, волевой напор, приводят к коде-экстазу, к коде-апофеозу, которые подчёркивают триумфы этого концерта: триумф самой музыки, триумф исполнителей, триумф всего прекрасного в жизни!
Эти триумфы дополнит ещё и блестящий торжественный Полонез из 6-й картины оперы Чайковского «Евгений Онегин». Он ещё раз подчеркнёт праздничность настроения, что сводятся к трём простым словам:
ОТКРЫТИЕ КОНЦЕРТНОГО СЕЗОНА!
Музыковед, Магистр музыки Эд Добрыкин